Добро пожаловать!


Вернуться назад

«Из варяг в греки»

Недавно в школе «Рождество» проходила традиционная осенняя игра-бродилка для старших классов. Это только так говорится, «для старших», потому что у нас самыми старшими оказываются 7 и 8 классы, а заодно присоединившиеся к ним пятый и шестой.

Старшие – это все, кто не малыши, младшеклассники. Но играют они пока еще с тем же воодушевлением, поэтому жанр игры-бродилки востребован и подростками. Но это не путешествие по миру выдуманных персонажей (как было в этом году у начальной школы в бродилке, посвященной Пеппи Длинныйчулок), а погружение в воды истории, приключенческие игры с реальным прошлым. Сюжет игры этого года – путь «из варяг в греки», о котором обычно узнают на уроках в 6 классе. Но чаще всего, быстро забывают. А что, если попробовать пройти этим путем в игре, прикоснувшись к древнерусской (а заодно и византийской, и западноевропейской) жизни?

«Фу, какая скукота! Летописи читать...» – воскликнули сначала наши юные скептики из старших. Действительно, трудновато, слишком далеко от реалий подростковой жизни отстоят события, описываемые в «Повести временных лет» и других древнерусских текстах, которые нужно было одолеть, чтобы участвовать в игре. Но при чтении вдруг оказалось, что преподобный Феодосий Печерский тоже был сыном, которого не понимала собственная мать (как это близко, к сожалению, многим детям!), тоже проживал и осмысливал это непонимание... Для многих наших учеников люди Древней Руси оказались очень привлекательны своей цельностью, ясностью души, честностью. Так был сделан первый шаг на пути «из варяг в греки».

А в сам день игры разновозрастные команды, в каждой из которых были перемешаны ученики всех классов, с пятого по восьмой, отправились в долгожданное плавание. Сначала строили свою ладью из пластилина, палочек и ткани. Потом бегали по школе, выполняя задания на разных станциях (в классах). Станции были названы именами географических точек на карте пути. В «Западной Европе» разгадывали средневековые философские загадки ирландского монаха Алкуина. В «Старой Ладоге» копировали храм св. Георгия и подписывали детали его архитектуры, пробовали читать фрагмент «Повести временных лет» в оригинале. В «Новгороде» копались в «археологической песочнице», выискивая старинные вещи и рассуждая о них, в «Смоленске», «на торгу», решали задачки о разных товарах в древнерусских единицах измерения, мерили веревки в локтях, саженях, пядях и вершках. В «Киево-Печерском монастыре» перерисовывали буквицы и лепили их из пластилина, в «княжеском тереме» расшифровывали фрагменты «Поучения Владимира Мономаха». А еще – переправлялись через Русское и Варяжское моря с помощью листа бумаги, играли, как тысячу лет назад играли новгородские мальчишки, в «пять камушков» и в «палочку»... И везде, на каждой станции, команды ждали многочисленные каверзные вопросы по древнерусской литературе.

Когда ладьи команд «доплыли» до финала игры – в «Константинополь», оказалось, что путешественникам, изрядно уставшим за два часа, не в игре, а на самом деле, нужно собрать последние силы и попытаться написать подражание летописи, рассказав о своём плавании, и еще сложить картонную мозаику по византийскому оригиналу. Очень было трудно, все утомлены, но работали весело, с блеском в глазах.

...Жаль, что все игры когда-нибудь заканчиваются. Наступает другое время – тихое время Рождественского поста. Уже не будет шумных кликов и беготни в коридорах, пойдет неторопливое ученье, откроются рождественские мастерские, начнется работа над ежегодным рождественским спектаклем. Новое, тихое, зимнее время в школе. Пора летних и осенних путешествий, настоящих и игровых, отошла до будущей весны, до «после Пасхи».

Вернуться назад