Добро пожаловать!


Вернуться назад

Православная школа в селе Рождествено: два года спустя

Вера и культура. Когда жизнь православной общеобразовательной школы в селе Рождествено, что в трех километрах от станции «Снегири», только устраивалась два года назад, много было страхов и недоумения, много красивых идей и планов. Учредителями школы «Рождество» стали прихожане храма Рождества Христова в селе Рождествено, мечтавшие о том, чтобы у их детей была возможность получить серьезное общее образование и не растерять в суете учебных будней ценности жизни православного человека, привитые в храме и дома.

В самом деле — очень трудно тем детям из верующих семей, которым приходится учиться в обычных, хороших и даже престижных, но светских школах. Слишком многое в способах преподавания, в текстах учебной литературы не годится юному, только еще воцерковляющемуся человеку. Вряд ли шести-семилетнему ребенку, начинающему учиться, можно объяснить, откуда взялось такое трагическое противоречие, что именно породило распространенный ныне односторонний взгляд на науку как хранительницу Истины, отвергающий все другие способы познания мира, не дающий право человеку быть ученым и христианином одновременно. Словом, лучше, если ребенок из воцерковленной семьи будет учиться в сильной школе гуманитарной направленности, позволяющей осваивать обширное поле Культуры и не отрывающей его от храма, укрепляющей в его детском желании жить в Церкви, помогающей ему исповедать со временем Православие сознательно. Именно такой задумана наша школа «Рождество».

Причем, степень воцерковления семьи существенной роли не играет. Большинство из нас в Церкви лишь несколько лет. Главное — чтобы родители не просто хотели своему ребенку тихой, спокойной жизни без ругани и драк, как это, к несчастью, часто бывает в школах, и потому отдавали бы в православную школу, но именно заботились о его человеческом возрастании, о развитии его душевных сил. Чтобы им самим, хотя бы поначалу и в малую меру, важна и интересна была бы жизнь Церкви. Чтобы они вместе с детьми ходили в храм. А иначе у ребенка в сознании произойдет катастрофа — он потеряется, раздвоится, если несовместимыми окажутся ценности храма, школы и дома. Родители наших учеников это понимают и потому принимают самое активное участие в школьной жизни. Помогают не только материально, но шьют детям костюмы к спектаклям, ездят с нами в поездки, встречают праздники.

Школа полного дня. Сейчас в школе два класса — первый и второй, будущий третий. За эти два первых года приоритеты школы оформились не только на уровне идей, но и на уровне ежедневной практики. Наша школа работает в режиме полного дня. Это не означает, что после утренних уроков наступает время «продленки». Школа полного дня — это жизнь по другому расписанию, где часть уроков происходит вечером, после перерыва на обед, сон, прогулку, игры. И вечерние воспитатели не выполняют функцию присмотра, а работают вместе с учителями в одном русле тихого, спокойного, медленного воспитания православных детей.

Почему возникла идея школы полного дня? Не только потому, что хочется уберечь детей от улицы, хочется занять их интересным делом. Уроки с девяти до пяти — это замечательная для ребенка возможность жить школой, а не только «брать уроки», возможность ощутить силу братства однокашников-единомышленников, как это было, например, в Пушкинском Лицее. Мы не тешим себя надеждой, что нам удастся когда-нибудь создать школу столь высокого уровня, как Лицей, но для нас тоже очень важно суметь создать дружественную, теплую, творческую атмосферу. Для этого нам и нужен полный день, чтобы уместились в него не только уроки по традиционным школьным предметам, но еще и уроки Закона Божия, и постановка ставших уже традиционными рождественских и пасхальных спектаклей и занятия керамикой А также — игра на блокфлейте, церковное пение, верховая езда, живопись, английский, история искусства и церковнославянский язык (с 3 класса). Как видно из перечня дополнительных к общеобразовательной программе предметов, они принадлежат к сфере гуманитарной и художественной.

Такой выбор не случаен. Ведь именно через красоту, отраженную в памятниках искусства или созданную неловкими пока детскими руками, ребенок ближе всего подходит к Истине. Красота, Правда, Добро, Истина, Бог — синонимы для детей. А, кроме того, занятия различными искусствами укрепляют душевные силы ребенка, дают здоровую пищу для развития детской фантазии. Уроки искусства хотя и очень трудные, но любимые нашими ребятишками. Любят они и путешествия в музеи, когда на целый день с самого утра уезжают учиться в Музей изобразительного искусства или Третьяковку.

Родное слово. Учебники, которыми пользуются наши дети — самые обыкновенные учебники для общеобразовательных школ, только книги для чтения другие. У предмета «чтение» в начальной школе особая роль. Книги — одна из дверей в мир. И те произведения, что прочтет ребенок с пониманием и самостоятельно в первые три года в школе, определят тот мир ценностей, который станет для него своим. В круг чтения наших учеников входят произведения русской классики, но начинается все с «Православного букваря», изданного по благословению Святейшего Патриарха Алексия II , а продолжается учебными книгами замечательного русского педагога девятнадцатого столетия Константина Дмитриевича Ушинского, переизданными недавно в серии «Русская школа» издательством «Лествица». Эти книги с любовью и постепенно, незаметно вводят маленького читателя в мир русского слова, русской православной культуры, русского самосознания. Потом на этой базе можно будет строить уроки истории, литературы и русского языка в средней школе. И дети не будут испытывать мучений непонимания многих слов из лексикона крестьян и дворян прошлого и позапрошлого столетия, как теперь это бывает сплошь и рядом в средней школе. Эти слова окажутся для них понятными и почти родными, поскольку на них они учились читать.

И лошади. Отдельная тема — общение наших учеников с животными, уроки верховой езды, наблюдения за жизнью нашей приходской коровы, первые попытки помогать на приходском хозяйстве. Мы не стремимся вырастить детей, оторванных от жизни, свободно рассуждающих на высокие темы, но мало что умеющих в реальности. Наоборот, все, что происходит на приходе, становится частью их бытия. Они даже задачи по математике составляют исключительно на темы, связанные со строительством, с работой на огороде, разведением домашних животных. Все темы из математики или родного языка, которые соприкасаются с реальным миром, мы стараемся изучать на практике, «вживую». Были у нас «уроки в магазине», когда дети изучали и записывали, что сколько стоит, сравнивали цены, придумывали задачки. Были уроки на почте и на стройке, когда прямо у них на глазах возводилась кирпичная стена. Видели своими глазами старинную ветряную мельницу в Новом Иерусалиме именно в тот день, когда читали о мельнице в хрестоматии. Словом, все, что можно потрогать руками — надо потрогать. Это очень важно для маленьких детей.

А общение с лошадьми — это всегда огромная радость и награда. Но у нас нет цели растить из наших учеников профессиональных наездников. Цель другая — пусть жизнь живого существа, которое можно любить и за которым надо ухаживать, станет частью жизни ребенка, чтобы он сделался добрее, внимательнее, заботливее. Кроме того, лошади, как это ни смешно может показаться на первый взгляд, очень помогают в учебном процессе. Многие тексты русской классики невозможно понять, если ты не знаком с «лошадиным миром». Ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Толстого, ни Некрасова, ни даже русские народные сказки не прочтешь без этого, много утеряется в понимании. Так что не ради «спортивного интереса» ездят наши дети верхом. Эти уроки оказываются такими же важными для их общего человеческого развития, как уроки литературы и искусства.

Общая Чаша. Вот так мы живем. И конечно, не забываем о главном — молитве и таинствах церковных. Занятия всегда начинаются и заканчиваются молитвой, по воскресеньям и двунадесятым праздникам мы ходим классами в храм (хотя на самом деле получается чаще — дети вместе с родителями приходят и в другие дни), вместе радуемся праздникам, причащаемся из одной Чаши. И чувствуем себя частью Церкви.

Вернуться назад