Добро пожаловать!


Вернуться назад

Учебно-практический семинар

21.10.2014: В православной школе «Рождество» по благословению епископа Зарайского Константина состоялся учебно-практический семинар для директоров и учителей православных школ Московской епархии на тему: «Организация межвозрастного взаимодействия в учебно-воспитательной работе школы». Гостям была предложена программа, в реализации которой на равных принимали участие старшеклассники школы – они проводили уроки и представляли творческие студии.

* * *

К нам в гости собрались директора и учителя из православных школ и гимназий – из Электростали и Ногинска, Малаховки, Орехово-Зуева и Звенигорода. Гимназия «София» из города Клин прислала целую делегацию – девять педагогов во главе с директором. Всего вместе с педагогами школы «Рождество» в мероприятии участвовало более 50 человек. События такого уровня проходят по благословению священноначалия и требуют от организаторов большого вложения сил. Если правящий архиерей Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, а также епископ Зарайский Константин – глава епархиального отдела образования и катехизации постановили быть такой встрече для обмена опытом православных педагогов, то можно себе представить, с каким трепетом и сердечным волнением школа «Рождество» готовилась к приему гостей.

Причиной волнений был не только высокий статус события, но еще и то, что школа приготовила для коллег не совсем обычный прием. За внешне казенным и обтекаемым названием семинара таился живой эксперимент, на который школа вышла всей своей 12-летней историей. Название звучало так: «Организация межвозрастного взаимодействия в учебно-воспитательной работе школы». Это могло обозначать такую форму работы, когда дети разных возрастов объединяются для совместного урока под руководством учителя, где старшие помогают младшим. Младшие узнают новое, старшие вспоминают и закрепляют пройденное. Такой прием весьма эффективен в умелых технологичных педагогических руках.

Но, как оказалось, у семинара было второе, внутреннее, домашнее название. В стенах школы его окрестили так: «Проба сил. Мы вместе». Каких сил проба? Кто же эти «мы», которые вместе? Мы – это все школьные лица: ученики, родители, учителя. Испытать свои силы предлагалось всем ученикам старшей школы, которые в этот день должны были дать урок в средней или даже начальной школе. На этот дебют можно было пригласить и родителей. От такой чести – или такого труда – не отказался ни один старшеклассник. Вместе со своими учителями-наставниками они готовились стать на 45 минут преподавателями математики, физики, химии, обществознания, географии и прочих школьных предметов, включая изобразительное искусство. Они готовились принять на себя ответственность взрослого человека. Это было бы невозможно, если бы в школе не существовало традиции семейного взаимодействия старших и младших, всех со всеми. Это было бы не нужно, если бы в школе не ставилась задача воспитания личности. Оказалось, что это и возможно, и нужно, и радостно, и интересно. Это не было игрой, это было серьезной работой.

Младшие не подвели старших – старались изо всех сил быть хорошими учениками. Старшие преодолели свои страхи и получили неоценимый опыт. Коллеги из других школ увлеченно участвовали во всем, присутствуя на уроках и обсуждая все виденное на круглом столе. Они своими глазами увидели этапное взросление старшеклассников школы «Рождество». Одному из десятиклассников не досталось урока, просто не хватило классов. Тогда была избрана другая форма публичного отчета – ему досталось право рассказать собравшимся гостям о проведении школьных турслетов. Что необычного может быть на турслете? Ставим палатку, разводим костер… Что такого особенного может рассказать подросток взрослым людям? Оказалось – ему есть что сказать. Опыт взаимодействия со всей командой (а он был капитаном команды-победительницы) дал ему возможность почувствовать , что малыши – его братья и сестры, и даже больше – что он за них отвечает как отец. Оказывается, стоит нашим детям по-настоящему дать попробовать свои силы, и они очень много важного узнают о мире и о себе.

Таким образом, проведенный семинар стал живой педагогической площадкой, на которой дети разных возрастов и взрослые заинтересованно, дружно и плодотворно учили и учились, разрешали непростой вопрос отношений отцов и детей. Возрастали во взаимопонимании и любви. Собственно, для этого и существует школа. Подводя итоги семинара, протоиерей Олег Волков, возглавляющий сектор епархиального отдела образования и катехизации, так оценил общие труды: «Отработали на пять с плюсом».